О перспективах АВТОВАЗа и российского автопрома в целом мы беседуем с Кристианом Эстевом, старшим вице-президентом «Рено», а теперь и генеральным директором «Рено» в России, руководителем подразделения компании в регионе Евразия, к которому концерн отнес 10 бывших советских республик.
- Господин Эстев, каково ваше первое впечатление от России?
- Похоже, в России хотят получить все и сразу, а кроме того, в сознании людей присутствует вера в фатальную предрешенность - все должно происходить, как на роду написано, как ниспослано свыше... Но так не бывает! Вот и на АВТОВАЗе люди ничего не хотели менять, а если и хотели, то не очень хорошо понимали, что и как
- Может, то, что происходит с АВТОВАЗом, в самом деле на роду написано - и ничто ему не поможет?
- Не соглашусь, но не потому что компания «Рено» вложила деньга в Волжский автозавод: речь прежде всего о людях. В свое время я участвовал в переговорах с румынским правительством о приобретении «Дачии». Когда мы купили этот завод, конкурент подал иск в Еврокомиссию, утверждая, что сделка заключена не без помощи румынского правительства. Служащие из Брюсселя приехали в Питешти расследовать, не нарушены ли правила конкурентной борьбы. "Какая тут борьба? - сказал я. - Здесь 28 тысяч человек могут умереть от голода, и, естественно, правительство обязано помогать им...» Точно так же с АВТОВАЗом связаны судьбы многих тысяч людей.
- У меня создалось впечатление, что французов понемногу выживают с АВТОВАЗа. Это так?
- Нет и нет! В самом начале мы, возможно, проявили самонадеянность, поставив французских менеджеров на ключевые посты - полагали, что АВТОВАЗом можно управлять, как обычным предприятием. Но этот завод таковым не является, здесь нужны решения, которые только русские могут принять... Русские, бесспорно, - великий народ с богатой культурой. Но в течение многих лет вам втолковывали: вы лучшие — и это не могло не повлиять на самооценку. Теперь представьте: 12 французов пытаются что-то доказать тем, кто считает себя непревзойденными. И мы вынуждены были признать, что допустили психологическую ошибку. Теперь АВТОВАЗом управляет команда во главе с г-ном Комаровым (и.о. президента АВТОВАЗа на момент интервью - ред.). Но это не значит, что мы ушли, - за Комаровым стоят наши люди. Мы каждый день обмениваемся мнениями, совместно принимаем варианты действий. При этом, разумеется, он первый пилот, он руководит полетом.
Всего три месяца, как я приступил к работе в России. У меня сложилось впечатление, что проблем на АВТОВАЗе премного, тем не менее нынешняя команда управленцев знает, куда идти и что делать. Уже приняли смелые решения относительно реорганизации производства и развития акционерного общества в целом, свертывания отдельных видов деятельности и программ. Все это действительно управляется, а не предоставлено само себе. Но, как сказал президент «Рено» Карлос Гон, мы еще не выписались из больницы и находимся в операционной, к нам подключены аппараты поддержания жизнедеятельности - и надо радоваться, что успели вовремя
- Что скажете насчет идеи объединить ВАЗ и ГАЗ?
- У вас два тяжелобольных, а вы просите их родить ребенка!
… ...читать дальше >>>