На курсах контраварийного вождения рассказывали про полезнейший для наших дорог приём, боковую разгрузку автомобиля — под катом подробно описана физика процесса.

У меня не очень хорошо получалось это упражнение, поэтому я предложил инструктору показать мне пару уроков его кунг-фу. В итоге получилось видео упражнения с двух ракурсов, совмещённое с небольшим тест-драйвом моего «тапка» :)

Итак, что за разгрузка и для чего она нужна?

Довольно часто на наших дорогах встречаются «критические» препятствия, наезд на которые почти гарантированно гнёт/ломает диск, делает грыжу на резине или как минимум ощутимо бьют по подвеске — открытый люк, глубокая яма, и т.д. Хорошо, если вы заметили неровность заблаговременно и смогли оттормозиться/объехать её, но что делать после точки невозврата? Выход есть, но не все о нём знают и уж тем более не все умеют делать.

Манёвр под названием «боковая разгрузка» основан на использовании центробежной силы, возникающей при повороте — когда одна из сторон автомобиля динамически разгружается за счёт переноса части её веса на противоположную сторону. Ведь не секрет, что в повороте колёса на внутренней стороне дуги ощутимо легче преодолевают препятствия, т.к. упругие элементы подвески разжаты и могут работать на полный ход; в то время как основная часть массы машины «давит» на противоположные колёса (находящиеся на внешней стороны дуги). Ничто не мешает использовать этот приём и на ровной дороге, разгружая необходимую сторону автомобиля резким поворотом руля «вправо-влево» или наоборот. Примерно как для преодоления препятствия поднимают одну ногу лыжники/роллеры/конькобежцы (это к вопросу о цапле в начале поста, если кто не понял).

Правильное выполнение приёма позволяет не только разгрузить нужную сторону, но и приподнять колесо над опасным препятствием, что повышает шансы сохранить автомобиль (пассажиров и т.д.) в целости и сохранности. При желании (= при наличии навыков) можно приподнять и оба колеса, но в первую очередь позаботиться надо именно о переднем, которое априори важнее заднего, так как является управляемым; а на переднем и полном приводах оно же ещё и ведущее, сложнее подвешено и уязвимее.

  1. Упражнение необходимо выполнять в границах одной полосы движения;
  2. Для усиления разгрузки можно предварительно раскачать автомобиль в боковой плоскости, выполнив контрсмещение, то есть небольшой поворот в сторону, противоположную главному манёвру;
  3. Скорость не ниже 30 км/ч (помните, что чем выше скорость, тем быстрее «набегает» препятствие и тем раньше надо начинать прием). Газ во время маневра не сбрасывается;
  4. Непосредственно перед самим препятствием максимально быстро производятся два рывка рулем (двумя руками до скрещивания): первый — в сторону препятствия, второй (без паузы) — для возврата к исходному направлению движения («руль прямо»). Даже на скользкой дороге такой манёвр безопасен для траектории движения, но если сделать хотя бы небольшую паузу между рывками, это послужит «приглашением к заносу». Чем выше скорость, тем меньшей должна быть амплитуда рывкового руления;
  5. В завершающей фазе манёвра (возврат к прежней траектории) делаются компенсирующие движения рулем для стабилизации автомобиля.

Важно помнить: — Необходим высокий коэффициент сцепления шин с дорогой (асфальт, бетон) — Препятствие должно быть узким (коротким) — не на всю ширину дороги; — Прием опасен в плотном потоке машин, так как резкий маневр может вызывать еще более резкую реакцию соседей (что может привести к столкновению или наезду на пешеходов. Говоря проще — спасать подвеску имеет смысл только в том случае, если это не приведет к более тяжелым последствиям; — Мягкая длинноходная подвеска и высоком центр тяжести (то есть речь о джипах) на высокой скорости может сильно и опасно раскачать автомобиль; — При преодолении больших бугров, камней и других неровностей с выпуклой поверхностью — удар разгруженного колеса о высокое препятствие может привести к опрокидыванию автомобиля;

Для отработки упражнения необходимо проделать 100−200 повторений, предварительно изучив технику силового рывка двумя руками без перехватывания. Сперва «преодолевается» психологическая сложность — поворот руля в сторону препятствия, а не от него (сперва возникает естественное желание уехать от препятствия). Затем отрабатывается минимальный увод передней части автомобиля и точное попадание разгруженного колеса на препятствие, потом всё остальное (увеличение скорости, «прыжки», более высокие препятствия). В качестве «тренировочного» препятствия вполне подойдёт какая-нибудь доска или кусок покрышки (или лежачий полицейский, не доходящий до края дороги).

Рекомендованные статьи: